В последние годы не отмечается тенденции к улучшению показателей здоровья детей школьного возраста. Как известно: здоровье – это на 50% – образ жизни, 20% — наследственность, 20% – окружающая среда и лишь 10% – деятельность организаций здравоохранения.
Какие же выводы можно из этого сделать?
Школьными называются болезни, которые возникают в результате воздействия неблагоприятных факторов образовательной среды (отсутствие приверженности в семьях ЗОЖ, отсутствие здоровье сберегающих технологий обучения, неадекватная система физического воспитания, стрессовые школьные ситуации).
В группу школьных входят: сколиоз, близорукость, нарушения со стороны ЦНС (тревожность и др.), со стороны ЖКТ(гастрит, язвенная болезнь).
Осанка — это привычная поза в покое и при движении.
На формирование осанки воздействуют различные факторы. Существуют стандарты, которые определяют максимальный вес ранца учеников разных классов. Так для школьников 1–3 классов рюкзак должен весить не больше 2 кг, для 4–5 классов – не более 2,5 кг, для 6–7 классов – до 3,5 кг и для старшеклассников – не больше 4,5 кг. Но на практике, среднестатистический шестиклассник носит 4–5 кг, вместо максимальных 3,5 кг. Контроль за позой учащихся во время занятий. Для соблюдении правильной позы требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стула на 3-6 см. Во избежание неправильного положения стула учитель должен показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола: периодически помещать кулак между грудной клеткой и краем стола.
План мероприятий по профилактике нарушения осанки:
Нарушения зрения так же, как и нарушения осанки у школьников, относят к традиционным школьно обусловленным заболеваниям. Среди нарушений зрения, возникающих у детей после рождения, наиболее часто встречается близорукость, при этом установлено ее интенсивное нарастание у них с возрастом.
Изучение у школьников состояния зрительных функций при чтении показало, что его непрерывная продолжительность должны быть ограничена для младших школьников 15-20 минут, для учащихся среднего звена 25-30 минут, для старшеклассников – 45 минут. Более длительное чтение у большинства школьников разного возраста вызывает напряжение функций глаза, изменяет характер глазных движений и приводит к сокращению расстояния глаз до книги. Для восстановления выявленных изменений им требовался отдых продолжительностью 6-10 мин.Если учесть, что любая учебная деятельность детей в школе сопряжена с элементами чтения, то в целях охраны их зрения его непрерывная продолжительность должна быть либо регламентирована указанным временем, либо сопровождаться вкраплением в учебную деятельность интервалов для отдыха глаз от зрительной работы.
Профилактика заболеваний органов пищеварения заключается в частом регулярном питании свежеприготовленной пищей. Не рекомендуются быстрые перекусы всухомятку, употребление чипсов и других продуктов быстрого приготовления и сладкие газированные напитки.
Роль в сохранении здоровья школьника играют социально-гигиенические факторы, определяющие образ жизни семьи и подростка.
Райпедиатр М. Г. Новик
УЗ «Несвижская центральная районная больница»