8 01770 51290 «Регистратура»
г. Несвиж, ул.Сырокомли, 29
crb@nesvizh-hospital.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
BelarusianChinese (Simplified)EnglishGermanPolishRussianUkrainian
Здоровье школьников. Риски.

Замечено, что процесс школьного обучения является фактором риска в возникновении ряда заболеваний. Однако, за исключением травматизма, правильнее будет говорить об усугублении уже имеющейся патологии. Это, прежде всего, заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой, нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Факторы риска процесса школьного обучения: плохая освещённость, стресс, нерегулярное питание, неправильное положение тела и травматизм. Сюда же следует отнести вредные привычки (курение, наркомания). К факторам психического воздействия относится взаимоотношение с учителем и сверстниками.

Поскольку ребёнок большую часть времени проводит дома, любой фактор школьной среды может быть переработан родителями. Для этого необходимо знать, чем живёт ребёнок в школе. Вопрос: «Как дела в школе?» — это не забота о здоровье ребёнка. Только в течение получасовой беседы за совместным делом вы сможете узнать его переживания. Между делом поинтересуйтесь, не болел ли у него живот, что он ел, не болело ли сердце на физкультуре, не было ли травм. Лучшее поддержание беседы — рассказ о себе в таком возрасте.

Ещё один способ контроля за состоянием здоровья школьника — общение с учителем. Причина плохой успеваемости может крыться в ухудшении зрения, в сонливости на уроках и бодрствовании вечерами и т.д.

Домашнее времяпрепровождения должно отличаться разнообразием, активностью, полной занятостью и ответственностью ребёнка за какие-то дела по дому. Наблюдение за тем, как спит ваш ребёнок, поможет понять, отдыхает ли его нервная система. Скрежет зубами ночью может быть одним из признаков глистной инвазии. Не забывайте посещать врача для контроля за процессом реабилитации и в случае возникновения проблем. Ряд этих визитов может быть осуществлён без ребёнка и посвящён вопросам профилактики.

Приучение к режиму дня с учётом индивидуальных особенностей организма остаётся лучшим средством. Не пытайтесь утром накормить ребёнка на день вперёд. Физиологичным является приём на завтрак легко усваиваемой пищи (йогурт, творожный сырок с чаем). Обязательно необходим второй завтрак, который и получают дети в школе.

Для детей с плохой пищевой доминантой нет лучшего выхода, чем режим питания. Традиция садиться за стол всей семьёй закрепляет аппетит и устраняет влияние всяческих перекусов между приёмами пищи, избежать которых практически невозможною Ребёнок не должен выбирать блюда, но исполнение пожелания ребёнка в ближайшие дни наладит положительную доминанту питания. Для детей с избыточной массой тела обязательным является ограничение в еде, а это лучше всего выполнить в походах, на дачах и в деревнях с последующим сохранением режима.

Падение зрения школьников рассматривается в свете повышенной нагрузки. Проведенные исследования подтвердили, что ухудшение прежде всего связано со спазмом мышц глаза, отсюда все лечебные и профилактические методики. Много сказано о роли компьютеров в этом процессе. Это и длительная нагрузка, и привычка концентрироваться на близком расстоянии, и эмоциональное напряжение. Минуты отдыха необходимы ежечасно. Приверженность детей к выполнению любых профилактических методик крайне низкая. Постарайтесь отвлечь ребёнка ежечасно под любым предлогом, и лучше всего для общеполезного труда (вынести мусор, убрать в комнате и т.д.).

Не забывайте о втором факторе риска для зрения — плохой освещённости. Работа за компьютером по вечерам без дополнительного освещения недопустима. Из упражнений для глаз лучше всего себя зарекомендовали: гимнастика для внешних мышц глаз (вращение глазами), для внутренних мышц глаз (перемещение фокуса зрения с близкого объекта на удалённый и назад) и расслабление под закрытыми веками до полной черноты перед глазами.

Бичом людей умственного труда становится головная боль. Природа её в детском возрасте довольно ясна. Возникновение болей обусловлено спазмом сосудов. Последние приводятся в напряжение застывшим положением мышц шеи и повышенным чувством напряжения. Проследите, что бы вашего ребёнка посадили в другую часть класса, а на переменах обязательно необходимо прогуляться и размять мышцы шеи. Дома это может быть массаж шейно-воротниковой зоны и тёплый душ. Не зря при высоких для ребёнка нагрузках он становится неусидчивым. Взятие за правило при падении внимания проводить минуты двигательной активности сохранит работоспособность до самого вечера.

Спазмы мышц, обусловленные неправильным положением тела, чаще всего приводят к такой известной патологии как сколиоз. Это нарушение осанки, обусловленное слабостью костно-мышечного каркаса. Беда в том, что тело человека не приспособлено к длительному сидению. Родители, которые позволяют своим детям игнорировать занятия физкультурой, способствуют этому. Да, ребёнок может носить тяжёлую сумку на одном плече, но большую часть времени он сутулится сидя за чтением дома.

Если в первых классах от половины до одной трети детей имеют здоровую спину, то к старшим классам это соотношение меняется в худшую сторону — без нарушений осанки остаются лишь 2–3% подростков. Остальные страдают асимметрией, кифозами, сколиозами, лордозами, «крыловидными лопатками» и другими патологиями опорно-двигательного аппарата. Виной тому неправильная посадка за партой и за письменным столом дома, тяжёлые портфели, ещё хуже — сумки на одно плечо, низкая физическая активность и, как результат этого, слабый мышечный корсет спины. Важно также и то, что во многих школах мебель не соответствует антропометрическим данным детей.

Правильная посадка за столом улучшает работу внутренних органов. Высота стула должна обеспечивать угол в 90 градусов между бедром и голенью, между голенью и полом. Между туловищем и партой должно быть пространство с кулак. При достаточной высоте парты положение локтей на стол обеспечивает минимальный наклон туловища вперёд. Плечи при работе за столом должны быть на одном уровне, опущены, а обе ноги обязательно на поду. Расстояние от глаз до книги не менее 30 см. Сразу приучайте всю работу делать за столом, в том числе и чтение.

Проявления сколиоза зачастую полностью обратимы. На первом месте по лечению и профилактике стоит гимнастика. Упражнения должны быть направлены на укрепление мышц спины и закрепление ровной осанки. Можно проводить упражнение у стены, выдерживая по 5-10 минут в ровном положении, а затем прохаживаться по комнате, сохраняя положение и телесные ощущения. Расслабление на полу поможет снять мышечное напряжение. В гимнастике не забывать о палке, удерживаемой под локти за спиной. А то и просто отдайте ребёнка в бальные танцы. Из физиотерапевтических методов широко используйте все водные процедуры.

По результатам профосмотров школьников Несвижского района за 6 месяцев 2013 года распределение по группам здоровья: I – 33,4%, II – 55%, III-IV – 11,6%.

Функциональные отклонения имеют 40,3% школьников, патологию ССС – 11,3% детей, эндокринную патологию – 8,2%, заболевания ЖКТ – 6,4%, заболевания опорно-двигательного аппарата составили 5%, заболевания органов дыхания – 4,3%.

Рекомендации по профилактике совершенно разных заболеваний весьма похожи. Это — укрепление иммунитета, правильное питание, соблюдение режима и обязательная физическая активность. Необходимо приложить немало усилий, но наградой за это будет здоровый, активный, жизнерадостный ребёнок, которому и школьные достижения будут даваться легко.

Райпедиатр Новик М.Г.

УЗ «Несвижская центральная районная больница»

222603, г.Несвиж, ул.Сырокомли, 29
приемная главного врача — 8 01770 25661
регистратура поликлиники — 8 01770 51290
внебюджетный отдел — 8 01770 25199
8 01770 51290 «Регистратура»
г. Несвиж, ул.Сырокомли, 29
crb@nesvizh-hospital.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ