8 01770 51290 «Регистратура»
г. Несвиж, ул.Сырокомли, 29
crb@nesvizh-hospital.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
BelarusianChinese (Simplified)EnglishGermanPolishRussianUkrainian
Гигиена зрения

Зрение для человека представляет величайшую ценность, и знать о том, как сохранить или улучшить его, должен каждый.

Гигиена зрения предусматривает прежде всего рациональное освещение помещений и рабочих мест. Необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконники ветвистые растения и другие предметы. Светлые раздвижные занавески располагать по краям оконного проема, при необходимости их следует сдвигать для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей.

Естественная освещенность зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели. Потолки, оконные проемы и рамы должны быть окрашены в белый цвет, панели — в светло-серый, светло-бежевый, светло-салатовый, мебель — в светлые тона. Окрашенную поверхность следует делать матовой, чтобы избежать блескости.

Для занятий должно быть отведено место у окна. В пасмурную погоду и в вечернее время следует пользоваться достаточным искусственным освещением — лампой 60 или 100вт с непрозрачным абажуром, защищающим глаза от прямого попадания света. Свет должен быть мягким (матовая лампочка), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа.

Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-35 см. Оно примерно равно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и дает возможность сидеть не наклоняясь.

Нужно следить, чтобы текст был достаточно контрастен с фоном-бумагой, на которой он напечатан. Бумага, на которой пишут, должна быть белой, чернила темными, классная доска чистой, черной или темно-коричневой и матовой, а мел хорошего качества.

Чрезмерное приближение глаз к книге у школьников может быть обусловлено утомлением мышц шеи и спины, к этому приводит неправильная посадка за партой. Школьная мебель должна соответствовать росту ребенка. При правильной посадке ноги должны всей ступней быть на полу или подставке, а не висеть. Угол между туловищем и бедрами, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, предплечья свободно опираются на крышку парты или стола. Тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится на позвоночник. При этом, чтобы не пришлось слишком опускать глаза, нижней крышки парты придается наклон в 12-15°, а на столе должна быть подставка для книг.  

Очень важно чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30-40 минут занятий нужно устраивать 10-минутный отдых. Нельзя приступать к приготовлению домашних занятий после школы. Это усугубляет наступившее в школе понижение зрительных функций учащихся, тогда как 2 часа отдыха после занятий в школе уменьшают общее утомление, что улучшает и зрительные функции.

Не рекомендуется читать и играть лежа и особенно на боку, а также в транспорте. Лежа, не достигается правильная освещенность, при лежании на боку глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, и это приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Чтение во время езды вредно в связи с вибрацией транспорта и возникающим зрительным дискомфортом.

Один из частых компонентов режима школьников — просмотры телевизионных передач — создают дополнительную нагрузку на ЦНС и глаза. Детям рекомендуется смотреть только специальные детские телевизионные программы, при этом находиться от экрана на расстоянии не менее 2,5 м. Комната в это время должна быть освещена. Продолжительность просмотра телепередачи для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин., младшего возраста — 1 час, среднего — 1,5 часа, старшеклассников — 2 часа. В со­ответствии с требованиями санитарных норм и правил, длительность работы с компьюте­ром не должна превышать 7 минут для де­тей 5 лет, 10 минут — для детей 6 лет, 15 минут — для учащихся начальной школы, 20 минут — для учащихся 5-7 классов, 25 ми­нут — на уроках информатики 8 класса, 40 минут — на уроках информатики 9 класса. У учащихся 10-12 классов допускается работа с компьютером 30 минут на первом сдвоен­ном уроке и 30 минут на втором уроке с ин­тервалом 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос уча­щихся и т.п.

В связи с этим необходимо взять себе за правило проводить специальные, упражнения, направленные на рас­слабление глазных мышц. Плотно закрывай­те и широко открывайте глаза 6-7 раз с ин­тервалом в 30 секунд. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Вращайте глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Быстро-быстро моргайте веками в течение 1-2 ми­нут. Закройте веки, а затем массируйте их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты. Упражнения можно выполнять сидя, повторяя каждое 2-3 раза с интервалом 1-2 мину­ты. Самое главное — заниматься регулярно. Это не займет у вас много времени.

Инфекционные или соматические заболевания резко ослабляют весь организм ребенка и неблагоприятно влияют на зрительную систему. Поэтому во время болезни и в период выздоровления нельзя давать ребенку в кровать книжки, мелкие игрушки.

Летние каникулы дети должны проводить вне города, в хорошо озелененной местности. На этот период лучше до минимума сократить зрительную работу. Очень полезны занятия физической культурой и спортом, ежедневная утренняя зарядка, это укрепляет организм детей, уменьшает возможность развития близорукости.

Берегите зрение, ведь помогает воспринимать мир во всей его красе!

 Врач-офтальмолог А.Г. Парамонова    

УЗ «Несвижская центральная районная больница»

222603, г.Несвиж, ул.Сырокомли, 29
приемная главного врача — 8 01770 25661
регистратура поликлиники — 8 01770 51290
внебюджетный отдел — 8 01770 25199
8 01770 51290 «Регистратура»
г. Несвиж, ул.Сырокомли, 29
crb@nesvizh-hospital.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ